понедельник, 19 января 2015 г.

Евгений Замятин "Мы"

Вот и пролетела ещё одна неделя. Пока я не сбиваюсь с ритма, и это радует! После каникул, кажется, у меня открылось второе дыхание (или какое оно у меня там по счёту?), и это касается не только книг, но и учёбы. Полгодика осталось, хотя и самых трудных, но, думаю, продержусь! По литературе всё так же проходим литературу XX века и роман, который нам задали прочитать (а мне ещё и приготовить пересказ), был "Мы" Евгения Замятина. Пришлось читать. Именно пришлось: не люблю я эти антиутопии! Хотя после записи, которой поделилась со мной +Maria Sonina, я составила список похожих по жанру книг, которые я планирую прочесть в этом году:
1. Рэй Брэдбери "451 градусов по Фаренгейту"
2. Джером Д. Селинджер "Над пропастью во ржи"
3. Джордж Оруэлл "1984"
Государство будущего. Город-государство Единое Государство, в котором живут "счастливые люди". В этом государстве всё построено и рассчитано с математической точностью, а главное событие - постройка "ИНТЕГРАЛА". Оно образовалось после Двухсотлетней войны между городом и посёлком. Здесь установлен тоталитарный режим (недавняя темя по обществознанию+ ещё один аргумент к сочинению): правит Благодетель, люди живут в прозрачных квартирах из стекла, делают всё строго по времени, носят униформу (юнифу) и имеют 2 личных часа в день на прогулки или сексуальные часы по розовым талонам. Любви нет. Институт брака и семьи упразднён, дети не являются собственностью родителей. Мрачноватая картина, не правда ли? Но Д-503 (никаких имён, только нумера), главного героя и автора записей происходящего в личном дневнике, всё устраивает, более того, он считает себя и остальных жителей счастливыми! Наш мир они называют "древним", а нас "дикими", так как у нас есть свобода, но нет счастья. Любые наши, человеческие чувства рассматриваются как болезнь:

"Они могли творить только доведя себя до припадков "вдохновения'' – неизвестная форма эпилепсии."

Но вдруг у Д-503 возникает нечто, чего он никак не мог ожидать, у него образуется душа! Душа! Он болен! Он влюблён! Влюблён в I-330, которую видит случайно в толпе, а затем у рояля: она играет "древнюю музыку":

"И конечно, они, кругом меня, правы: все смеются. Только немногие… но почему же и я – я?"

Именно так он понимает, что заболел, он не смеётся, хотя так надо. Всё больше погружаясь в мир "древних", посещая с I-330 Древний Дом, он всё дольше и дольше уходит от законов Единого Государства:

"Я внушал себе: «Ночью – нумера обязаны спать; это обязанность – такая же, как работа днем. Это необходимо, чтобы работать днем. Не спать ночью – преступно…» И все же не мог, не мог."

И что же теперь будет? Революция? Свержение стеклянного идеально ровного, как линия, мира? Правительству следует что-то сделать с инакомыслящими, ведь нельзя думать, нельзя чувствовать! И Благодетель представляет всем Великую Операцию:

"А вы слыхали: будто какую-то операцию изобрели – фантазию вырезывают?"

Вырезать фантазию. Чтобы. Никто. Не мог. Противостоять. Единому Государству. Все. Как один. Ровным строем. По четверо.
Страшно и больно. Этот роман-антиутопия был написан в 1920 году, но был запрещён в Советском государстве до 1988 года. Роман - предупреждение всех событий, происходивших на протяжении 70 лет в СССР. Такие произведения должны существовать и должны печататься, чтобы предотвратить полную механизацию общества и уничтожение индивидуальности личности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий